Что такое антропософская медицина?

«…Знайте, что есть две различные звезды, звезда природы и звезда мудрости».

Парацельс

В последние годы появилось множество данных о нежелательных и побочных эффектах современных методов лечения. Пациенты в наше время менее склонны безоговорочно принимать на веру рекомендации врача. Они предпочитают подробно обсудить с врачом возможные варианты лечения. Это приводит к быстрому росту популярности альтернативных методов терапии, таких как гомеопатия, траволечение, иглоукалывание и др. Многие из них основываются на философских системах гораздо более древних и испытанных, чем принципы современной медицины, что и привлекает пациентов.

В основе современных методов лечения лежат материалистически ограниченные взгляды на человеческое естество, которых не достаточно для понимания целостного образа болезни. Некоторые разделы альтернативной медицины, в свою очередь, имеют определенные духовно-философские взгляды, которые во время их появления во многом предвосхитили естественные науки. Однако обращение к этим взглядам подобно повороту времени вспять и представляет собой игнорирование богатого опыта естественных наук. То что действительно необходимо, это не возврат к прошлому, но расширение современной медицины за счет рассмотрения физической и духовной стороны человека как единого целого. Именно это и делает антропософская медицина, одно из практических приложений работ австрийского ученого и философа Рудольфа Штейнера (1861; 1925), основателя антропософии. Название антропософия происходит от греческого anthropos (человек) и sophia (мудрость). Термин выбран очень удачно. Он говорит о том, что антропософия занимается развитием духовной мудрости человека через самопознание. На практике духовная наука позволяет нашему знанию выйти за пределы, установленные естественной материалистической наукой.

Штейнер признавал достижения естественных наук в формировании картины физического мира, но искал пути, ведущие за пределы, построенные материализмом, с помощью строгого исследования духовной стороны существования. Его антропософия или духовная наука рассматривает людей, как существ состоящих из тела, души и духа и эта расширенная физиология, по результатам работы многих врачей, имеет прекрасное претворение в терапии.

Иоган Вольфган фон Гёте, 1749-1832

В последние годы жизни Штейнера люди разных профессий обращались к нему с просьбой о помощи в приложении принципов антропософской науки к их областям деятельности. Помимо медицины это позволило заложить основы новых форм педагогики, искусства, архитектуры, сельского хозяйства и экономической деятельности. Каждое из этих направлений в настоящее время активно развиваются по всему миру. Только через совместную работу Р.Штейнера с голландским врачом Итой Вегман (1876-1943) были заложены основы будущего направления. Ими была написана книга для врачей «Основы развития врачебного искусства». А доктор Вегман основала одну из первых антропософских клиник в Арлесхайме (Швейцария).

Не будучи врачом, Р. Штейнер работал совместно с квалифицированными врачами-практиками в создании антропософской медицины. Он настаивал на том, что этот метод расширяет рамки современной медицины, а не является альтернативным направлением. Исходя из этого все антропософские врачи должны сначала становиться специалистами в области современной медицины и лишь затем заниматься ее развитием с помощью духовно-научного метода. Это позволило подготовить современных высококвалифицированных врачей, идущих по пути развития антропософской медицины.

Основной целью антропософской медицины является развитие природных сил самоисцеления пациента. Это жизненные силы, которые поддерживают физическое тело и противостоят его распаду. Подробное описание этих сил и аспектов их взаимодействия можно найти в специальной литературе, посвященной этому вопросу (см. список литературы).

Человеческая телесность с точки зрения антропософской медицины представлена морфо-функциональной триадой:

Рудольф Штайнер 1861-1925
  • нейро-сенсорной системой с функциональным центром в полости черепа;
  • ритмической системой, локализованной в грудной клетке;
  • системой обмена веществ, охватывающей обменные процессы и наиболее ярко представленной в брюшной полости и мышцах конечностей.
  • Эта телесная трехчленность соответствует душевной трехчленности человека:
  • нейро-сенсорная система – носитель мышления
  • ритмическая система – носитель чувствования
  • система обмена веществ – носитель воли.